Сегодня он полагает, что развитие Российской Федерации органично впитает в себя опыт «парада суверенитетов».
- Пятилетие суверенитета Татарстана - что, на ваш взгляд, эта дата означает для России?
- Прежде всего она имеет значение в свете последовавшего за Декларацией о суверенитете договора. Я думаю, что построение отношений между центром и субъектами федерации в России не выверено: у нас нет федералистских традиций, есть долгая привычка к унитаризму. Посему до всего приходится находить методом проб и ошибок. Договор между Москвой и Казанью был первым крупным юридическим прецедентом именно на этом пути, в определенном смысле - одной их таких проб. И эта проба в принципе оказалась удачной.
Здесь необходимо сказать о личности президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который тоже эволюционировал методом проб и ошибок. Этот человек оказался очень мудрым политиком. Он сумел одновременно остановить поднимавшуюся в 91-м году националистическую волну и противостоять нажиму федеративного центра. И создать тот самый прецедент, о котором мы говорим.
Поначалу сам факт заключения особого договора Москвы с Татарстаном вызывал ряд негативных эмоций имеющих национальную окраску. Ряд губернаторов русских областей России в каком-то смысле завидовали региону, получившему особые права и некоторые льготы только потому, что он, этот регион, - национальная республика. Но сейчас этот процесс входит в нормальное русло. Свердловский губернатор Эдуард Россель намерен отправиться в Кремль и заключить индивидуальный договор с центром. Более того - попробовать в качестве эксперимента ввести в области собственный уголовный кодекс и систему налогообложения.
Опять мы видим использование татарстанского прецедента. В отсутствие федерального закона о разграничении полномочий между центром и субъектами Федерации механизм подобных договоров может оказаться весьма эффективным. И здесь не надо гнать волну возмущения и говорить о каких-то особых льготах, потому что эти договоры создают базу для оформления федеративных отношений. Теперь, когда этим же занялся Россель, со всего этого слетит ажиотажный налет национально темы. А он, к сожалению, давно корректировал российскую внутреннюю политику. Кстати, когда-то Россель мне говорил, что, быть может, другие русские губернаторы испытывают комплекс перед проблемой особых отношений с центром, а ему как чистокровному немцу этот комплекс не мешает.
- Итак, вы полагаете, что зависимость между национальными особенностями того или иного региона и его отношениями с центром постепенно исчезают?
- Да. Возможно, само понятие национальных регионов, национальных республик тоже исчезнет, будут губернии. Но этот процесс может быть только естественным.
- В каком состоянии находится сегодня в московских коридорах власти идея слияния и укрупнения регионов?
- Насколько я могу видеть, эта идея сегодня не пользуется популярностью. Максимум о чем идет речь - о том, что институт представителей президента будет действовать по «кустовому» принципу. То есть один представитель на конгломерат субъектов Федерации, вроде Черноземья или Волго-Вятского района. Что касается подоплеки этой идеи, то сегодня многие пришли к выводу, что границы регионов, некогда начерченные большевиками весьма искусственно, сегодня стали вполне естественными. Регионы за 70 лет нормально структурировались в соответствии с этими границами и в экономическом, и в социальном плане. За редкими, быть может, исключениями. Поэтому перекройка границ ныне бессмысленна.
- Вернемся к национальной проблематике. Как национальные движения регионов сейчас воспринимаются из центра?
- К сожалению, в контексте Чечни, Буденновска есть определенная доля простонародного возмущения, которое на все это наложило свой негативный отпечаток. Но если говорить о большой политике, то здесь можно констатировать более серьезное, чем прежде, внимание к национальной теме. И жупел развала России сходит на нет. Появляется понимание того, что асимметрия федерации, созданная двусторонними договорами, в конечном счете не ведет к развалу. Еще раз хочу подчеркнуть: в отсутствие закона о разграничении полномочий центра и регионов это единственный реально действующий механизм, на который региональные лидеры могут опереться. И в конце концов развитие татарстанского прецедента приведет опять к симметрии федерального устройства, только на более высоком уровне. Процесс федеративных отношений - саморегулирующийся. И они внушают оптимизм, как я уже говорил два года назад. Только необходимо избавиться от национальных синдромов, перестать совершать бессмысленные экскурсы в историю и воспринимать региональные отношения через призму конфликта.
Газета «Известия Татарстана» (Казань), 30 августа 1995 года